Article Category: ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ


Статья посвящена осмыслению женского вопроса российскими консерваторами XIX — первой половины XX в. в соответствии с четырьмя измерениями: методологическим, институциональным, культурным, цивилизационным. Рассмотрены представления мыслителей о природе и социальных ролях женщин, проанализировано влияние этих представлений на их трактовку таких феноменов, как власть, политика, государство. Выявлены модели идеальной женственности в концепциях […]

Козлова Н. Н. Женский вопрос в политической философии российской ...


Анализируется становление системы женского образования в Бурятии во второй половине XIX — начале XX в. Приводятся сведения об инициаторах строительства пер-вой сельской женской школы в Сибири. Известно, что меценат М. М. Ашедуев, его суп-руга М. Ашедуева, народный учитель Н. С. Болдонов сыграли важную роль в социально значимом начинании. Исследование показало, […]

Алтаева А. Э. Становление женского образования в Бурятии ...


Предпринята попытка на основе ограниченных источников реконструировать особенности процесса вовлечения в политику неграмотной крестьянки Марии Гриценко и ее поведения в условиях Большого террора, разобраться в специфике стратегии молчания как протеста. Основой статьи послужили материалы архивно-следственного дела — справки, протоколы допросов, письма, которые стали важным источником по реконструкции не только биографии, […]

Кротова М. В. Дело Марии Гриценко — крестьянки, коммунистки: ...



Представлен земной путь игумении Таисии Леушинской (Солоповой) как пример активной жизненной позиции женщины, проявившей высокие нравственные и деловые качества. Обсуждается проблема предназначения женщины в контексте общественного сознания России второй половины XIX — начала XX в., периода напряженных духовных исканий и стремления к осмыслению своего места в мире. Рассмотрены труды игумении […]

Коржова Е. Ю. Земной путь игумении Таисии (Солоповой) ...


Рассматривается процесс привлечения к образованию женщин тувинок как важный компонент социально-экономических и политических преобразований в Тувинской Народной Республике (1921—1944 гг.). На основе изучения документальных и статистических источников выявлена специфика образовательной политики Тувинской народно-революционной партии на демократическом этапе развития независимого государства, а также формирования и функционирования системы народного образования. Определены условия […]

Доржу З. Ю., Очур Н. М. Роль образования ...


Ставится задача раскрыть вопросы взаимопомощи и взаимовыручки женщин в моменты сложных жизненных ситуаций (преодоление трудностей, связанных с запретом родителей выйти замуж по любви, тяжелые жизненные обстоятельства) на основе историй, собранных во время полевых этнографических работ в разных районах Сибири (англ. case study method). По времени событийности эти рассказы или записи […]

Фурсова Е. Ф. Взаимопомощь в различных жизненных ситуациях ...



Рассматривается история научно-исследовательской деятельности российских женщин в конце XVIII — начале XIX в.: историческая обстановка, трансформации в общественном мнении, произошедшие по отношению к «ученым» женщинам. Поддержка научных и литературных занятий женщин, оказывавшаяся Екатериной II, сменилась резко негативным отношением к женщинам, посмевшим проявить нескромность и выйти за рамки семейных и материнских […]

Валькова О. А. Наперекор общественному мнению: российские женщины-ученые ...


Рассматривается процесс изменения конструирования и репрезентации возрастных категорий в журнале «Работница» в советский период. Возраст анализируется как социально детерминированный конструкт, использование которого следует учитывать при изучении властного дискурса. Выявляются периоды, для которых были характерны разные виды возрастного дискурса.Читать в формате PDF>>

В. Ю. Смирнова КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗРАСТА В ЖУРНАЛЕ «РАБОТНИЦА» В СОВЕТСКОЕ ...