Текущий номер


2024 №3

Воронина О. А. Исследования прав женщин в контексте времени: теория и практика в 1996—2023 гг., стр. 3-19

В статье анализируется развитие исследовательских стратегий и проектов в связи с тем, как в обществе появлялись и менялись установки относительно прав женщин. Автор имеет в виду и общественное сознание, и представления самих ученых, и позицию государства. Проект по изучению массовых и индивидуальных представлений о правах женщин в г. Рыбинске родился в тот период, когда в [...]

Крыштановская О. В., Бальбот Н. А. Женщины и мужчины: образовательные и профессиональные лифты в политику, стр. 20-38

Гендерная асимметрия внутри российской политической элиты остается проблемой, несмотря на зафиксированный рост представительства женщин. Изучение причин указанного дисбаланса, а также барьеров, мешающих установлению равенства возможностей для обоих полов, по-прежнему актуально. Целью данного исследования было выявление особенностей социальной мобильности для мужчин и женщин в двух сферах, предшествующих входу в политику: в образовании и профессиональной карьере. Методом [...]

Тарануха Ю. В. Женское предпринимательство в России: состояние и тенденции, стр. 39-63

Актуальность проблемы женского предпринимательства обусловлена необходимостью нивелировки сложившегося гендерного разрыва в сфере предпринимательской деятельности, которая может стать значимым источником устойчивого экономического роста. В статье на основе анализа имеющихся исследований по проблеме показан процесс осмысления женского предпринимательства и дан обзор оценок его состояния в настоящее время. Главной целью является обнаружение общих закономерностей и отличительных особенностей развития [...]

Захарова Л. Н., Саралиева З. Х. -М., Исидори Э., Лангман И. А. Субъективное благополучие женщин-учителей России и Италии в условиях повышенной учебной нагрузки, стр. 64-82

Цель исследования — раскрыть характер связи между субъективным благополучием учителей и их отношением к трудовой деятельности в форме значимости профессиональной успешности в условиях повышенной учебной нагрузки. Исследование проведено на женских выборках российских и итальянских учителей средней школы молодого и среднего возраста. Показано, что организационные условия в школах России и Италии различаются. В Италии повышенная учебная [...]

Козлова О. А., Бедрина Е. Б., Неклюдова Н. П. Женщины-мигранты из стран Центральной Азии на региональном рынке труда: поведенческие паттерны, стр. 83-99

Представлены результаты анализа особенностей поведения женщин из стран Центральной Азии на рынке труда Свердловской области как одного из наиболее привлекательных для трудовых мигрантов российских регионов. На основе данных социологического опроса, проведенного авторами в марте — апреле 2023 г. в местах занятости и пунктах трудоустройства трудовых мигрантов в области методами анкетирования и глубинных интервью, дан сравнительный [...]

Барашкова А. С., Кондратьева В. И. Гендерные аспекты неравенства в сфере занятости: опыт Республики Саха (Якутия), стр. 100-113

Проанализированы изменения в сфере занятости женщин Республики Саха (Якутия) за 2000—2022 гг., в период возрастания роли региона в развитии России на Дальнем Востоке. Рассмотрены основные признаки гендерной асимметрии на рынке труда региона. Установлено, что гендерный разрыв в сфере занятости во многом обусловлен ресурсной специализацией экономики Якутии, кадровой политикой и масштабами внешней миграции по экономическим зонам [...]

Чилипенок Ю. Ю., Гапонова О. С., Гапонова Н. С., Данилова Л. С. Женщины в помогающих профессиях: коучинг, стр. 114-122

Статья посвящена изучению коучинга как актуального направления женской профессиональной деятельности. Рассмотрены мотивация и ожидания женщин, выбирающих профессию коуча. Эмпирической базой исследования стали результаты анкетирования выпускников и студентов шести групп, закончивших обучение и еще обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Коучинг: продвинутый курс» на базе Бизнес-школы НИУ ВШЭ (Нижний Новгород). Сделан вывод о том, что коучинг относится [...]

Емелина Н. К., Рожкова К. В., Рощин С. Ю. Гендерный разрыв в стартовых заработных платах выпускников российских вузов, стр. 123-143

Приводятся результаты исследования гендерных различий в стартовых заработных платах выпускников российских вузов. При одинаковом уровне образования, отсутствии опыта, трудовой мобильности и зачастую семейного статуса авторы все равно наблюдают гендерный разрыв на уровне 22 %. Существенный вклад в величину разрыва вносят разные предпочтения в выборе будущих профессиональных траекторий у мужчин и женщин. Образовательная сегрегация формируется на [...]

Милованова М. Ю., Короткова М. С. О Всероссийской научной конференции с международным участием «Образ общего будущего в дискурсах гендерных исследований стран СНГ и России», стр. 144-149

Анализируются результаты Всероссийской научной конференции с международным участием — Вторых Шанявских чтений «Образ общего будущего в дискурсах гендерных исследований стран СНГ и России» (Москва, 5 марта 2024 г.). Цель конференции — получение новых знаний о контурах будущего в различных сферах деятельности в представлениях мужчин и женщин России и зарубежных стран. Читать в формате pdf