Текущий номер


2022 №2

Чилипенок Ю. Ю., Гапонова О. С., Гапонова Н. С., Данилова Л. С. Трансформация жизненного уклада российских женщин в условиях выхода из самоизоляции, вызванной пандемией COVID-19, стр. 3-19

Представлены результаты исследования, посвященного особенностям трансформации жизненного уклада российских женщин, вызванным пандемией COVID-19. В этой, второй части акцент сделан на восприятие женщинами ситуации выхода из самоизоляции. Основной гипотезой явилось предположение о том, что главной проблемой выхода из режима самоизоляции стало нежелание женщин менять образ жизни, который в данный период не был ограничен жестким рабочим графиком, [...]

Рябов О. В., Рябова Т. Б. Мужик и медведь: образы национальной маскулинности на современных российских сувенирах, стр. 20-31

На материалах сувенирной продукции анализируется ставшее в последние годы популярным сравнение российского мужчины с медведем. В первой части статьи рассматривается превращение образа медведя в национальный символ России, вторая сфокусирована на том, как этот образ используется в репрезентациях российской маскулинности. Авторы приходят к заключению, что при помощи образа России-медведя легитимируется определенный гендерный порядок; кроме того, данный [...]

Зулкапил Д., Нуркатова Л., Гиритли Ш. Соблюдение прав женщин в современном Казахстане: социологический анализ, стр. 32-42

Рассмотрены проблемы реализации прав женщин в Республике Казахстан и основные причины их возникновения. В качестве эмпирической базы исследования приводятся результаты 7-й волны Всемирного обзора ценностей и отчеты Всемирного экономического форума по Глобальному индексу гендерного разрыва. В статье также использованы данные официальной статистики и государственные нормативные правовые документы, в которых отражены вопросы реализации прав женщин и [...]

Козлова Н. Н., Овчарова О. Г., Рассадин С. В., Васильева Е. Н. Сетевые ресурсы молодых депутатов региональных легислатур РФ: анализ публичного дискурса (Женский сегмент), стр. 43-56

Статья посвящена анализу публичного дискурса, протекающего в сетевых ресурсах женщин-депутатов в возрасте до 30 лет, избранных в законодательные (представительные) органы субъектов РФ с 2016 по 2020 г., в контексте оценки их политического потенциала. Материалом исследования выступило содержание персональных страниц женщин-депутатов в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram и др. Анализ показал, что более половины молодых женщин-депутатов [...]

Безрукова О. Н., Самойлова В. А. «Невидимые» матери: социальный портрет женщин, оставляющих новорожденных детей, стр. 57-73

В статье анализируются социальный портрет и типологические характеристики матерей, оставляющих новорожденных детей. Опрошено 2 тыс. респондентов в 8 федеральных округах РФ, проведено 27 экспертных интервью и 15 фокус-групп (N = 142). Выделены социальные группы матерей с повышенным риском отказа от детей, а также оставления их в бэби-боксах на основании мнения граждан, экспертов, родителей, специалистов государственных [...]

Барановский М. В. Гендерный разрыв и доверие: объективные и субъективные показатели социологического анализа, стр. 74-86

Статья посвящена обсуждению и социологическому анализу двух глобальных исследований: седьмой волны Всемирного обзора ценностей и рейтинга стран по индексу глобального гендерного разрыва, опубликованного Всемирным экономическим форумом в конце 2019 г. Проводится сравнение уровней гендерного неравенства и доверия в различных государствах. Описана методика построения индекса генерализированного (обобщенного) доверия. Обнаружена статистическая взаимосвязь между объективными и субъективными показателями [...]

Флоринская Ю. Ф., Мкртчян Н. В., Карцева М. А. Женщины — наемные работницы в домохозяйствах Москвы и Санкт-Петербурга, стр. 87-102

Использование труда домашних работников, в том числе женщин, — достаточно исследованная тема в зарубежной литературе, но в России эта тема малоизучена. На основе опроса 3858 домохозяйств Москвы и Санкт-Петербурга проанализированы особенности найма женщин — домашних работниц, основные ниши и сферы их занятости, пропорции между привлекаемыми домохозяйствами местными женщинами-работницами и жительницами других регионов и стран. Исследование [...]

Дивисенко К. С. Биографический проект старшеклассников: пересечение гендерных представлений и моделей планируемой семьи, стр. 103-118

Изучение жизненных целей и стратегий их достижения, подразумевающих баланс профессиональной и приватной (семейной) сфер, представляет интерес для анализа гендерного порядка, воспроизводящегося не только на институциональном уровне, но и в личном биографическом проекте. На примере жизненных планов старшеклассников в статье обосновывается предположение о наличии у девушек и юношей гендерно-маркированных моделей будущей жизни, которые связаны с планируемой [...]

Омельяненко В. А. Образ современной женщины в рекламе: от стереотипизации до фемвертайзинга, стр. 119-127

Представлены результаты исследования гендерных стереотипов в современной национально ориентированной рекламе России. Мультимодальный дискурс-анализ видеовербальной рекламы XXI в. позволил выявить репрезентированные в ней ключевые женские образы, среди которых некрасовская женщина, женщина-рыцарь, эмансипированная женщина, бизнес-леди, феминистка. Доказано, что современная реклама отходит от бытующих на протяжении долгого времени в медиапространстве стереотипов, таких как: женщины — слабый пол; основное [...]

Анайбан З. В. Взаимодействие женских организаций и местных органов власти в Республике Хакасия, стр. 128-137

Работа посвящена исследованию вопросов взаимодействия женских общественных объединений и местных органов власти в Республике Хакасия. Анализ показал, что, наряду с отмечаемыми позитивными тенденциями в отношениях современных женских объединений с региональной властью, в должной мере все еще не изучены и не определены наиболее эффективные формы их сотрудничества. Эмпирическую базу исследования составили официальные данные и материалы, хранящиеся [...]

Балдин К. Е. М. А. Гарелина: социальный портрет провинциальной благотворительницы, стр. 138-148

Рассматривается деятельность наиболее известной дамы-благотворительницы из г. Иваново-Вознесенска М. А. Гарелиной. Будучи супругой одного из самых богатых местных фабрикантов, она имела широкие возможности тратить значительные средства на реализацию целого ряда социальных и культурных проектов. Среди них было устройство детского приюта, родильного приюта, клиники для бездомных больных и др. Она служила попечительницей начальных школ и женской [...]