Женщина в российском обществе. 2013. № 4.


Бекарев А. М., Шакурова А.В. Индивидуальные профессионально-ролевые комплексы как ресурсы эффективной деятельности педагога, стр. 3-10

Дано описание индивидуальных профессионально-ролевых комплексов учителей, работающих в обычных муниципальных образовательных учреждениях, элитных школах, негосударственных религиозных учебных заведениях. Выявленные комплексы оцениваются с точки зрения обеспечения технологической готовности учителей к эффективной педагогической деятельности.Читать в формате PDF>>

Лелюхин С. В. Роли сельских учительниц: анализ случая в Саратов-ской области, стр. 10-15

На основе интервью с учениками и директором школы села Прокудино Аткарского района Саратовской области анализируется трансформация социальных ролей сельских учительниц. Этот процесс рассматривается как реакция на преобразования сельской школьной сети. Автор выявил четыре социальные роли: матери, коррекционного педагога, усыновителя и защитника села.Читать в формате PDF>>

Микляева А. В. Гендерные траектории профессионального пути учителя: взгляд учеников, стр. 15-23

Представлены результаты экспериментального исследования особенностей гендерной и возрастной стереотипизации (в их взаимосвязи) в процессах восприятия педагогов учащимися подросткового возраста. Показано, что содержательная сторона профессиональной деятельности педагогов в большей степени подвергается гендерной стереотипизации, чем возрастной. Однако для характеристики восприятия подростками траекторий мужского и женского профессионального педагогического пути оказывается необходимым анализировать гендерный аспект профессионализации во взаимосвязи с [...]

Петрова Ж. В. Дискриминационные практики пенсионеров по возрасту в про-фессионально-трудовой сфере как проблема социально-экономической по-литики государства: гендерный аспект, стр. 23-32

Анализируется ситуация практик дискриминации на рабочих местах сотрудников третьего возраста, раскрываются стратегии интеграции трудового потенциала пожилых людей в рамках социально-экономической политики государства.

Юдина А. А. Гендерные особенности социальных сетей малого предпринимательства в Гатчине, стр. 32-39

Проводится анализ социальных сетей малого предпринимательства Гатчины в гендерном разрезе. Рассматривается влияние гендерных особенностей социальных сетей на их размер, структуру и содержание. Определена степень развития сотрудничества внутри социальных сетей и выявлены преимущества, которые они дают малым предпринимателям.Читать в формате PDF>>

Меньшикова Е. Н. Малая юмористическая проза («картинки из купеческого быта») как новый источник по женской истории русского купечества второй половины XIX — начала XX в., стр. 39-50

Статья посвящена выявлению и обоснованию источникового потенциала литературно-художественных памятников второй половины XIX— начала XX в., объединенных в так называемые «картинки из купеческого быта», при исследовании проблем женской истории русского купечества. Очерчены границы использования художественной литературы в качестве исторического источника; дана археографическая характеристика произведений малой юмористической прозы; выявлены направления женской истории русского купечества, источниками исследования которых могут [...]

Мухина З. З. Старые девы в русской крестьянской среде (вторая половина XIX — начало XX в.), стр. 50-57

Изучается социовозрастная группа старых дев, особенности их положения в русской крестьянской среде во второй половине XIX — начале ХХ в. На основании историко-этнографических данных, собранных информаторами Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева, и других источников выявлены причины безбрачия крестьянских девушек, показана роль старых дев в семейной жизни, отношение к ним членов семьи и общины в целом. Отмечены локальные [...]

Полозова К. А., Федотов А. А. Гендерный аспект реализации законодательства, регулирующего религиозную сферу в СССР в 1929—1990 гг., стр. 57-65

Рассматривается гендерный аспект реализации законодательства, регулирующего религиозную сферу в СССР в 1929—1990 гг. Отмечается, что особенности атеистической работы с женщинами и мужчинами были разными, как и методы давления на них, проводится анализ этих особенностей. Читать в формате PDF>>

Фадеева Е. В. Статус и роль женщины в обществе и семье коренных народов Нижнего Амура: традиции и современность, стр. 65-77

Исследуются факторы, определяющие роль и статус женщины в традиционном обществе и семье коренных этносов Нижнего Амура, их трансформация с конца XIX в. по настоящее время. Анализ приведенных материалов позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на неравноправное положение, женщины в традиционных обществе и семье не являлись пассивными членами, а активно участвовали в социальной, и в том [...]

Мальцев К. Г., Попель А. А. Проблема детерминированности социальной креативности гендерным фактором: современные подходы, стр. 77-85

Статья посвящена обзору новейших теорий детерминированности социальной креативности гендерным фактором. Подтверждается непротиворечивость методологических подходов, представленных в статье, сложившейся в отечественной научной литературе традиции изучения проблемы взаимосвязи гендерного фактора и креативности. Делается вывод о том, что социальная среда может затруднять реализацию креативного потенциала женщины в современном обществе.

Блохина Н. А. Критика физикалистского понимания сознания: два подхода, стр. 85-92

Изучение такого сложного явления, как сознание, требует комплексного подхода. Два философа-аналитика критикуют физикалистское понимание сознания. Д. Чалмерс, деля сознание на феноменальное и психологическое, стремится обосновать несводимость феноменального к физиологическим процессам мозга. Н. Шеман, представительница аналитического феминизма, также уверена, что не сами физические процессы детерминируют содержание нашего сознания, а те смыслы, которые в них заложены. Антифизикализм Чалмерса и [...]

Белова Е. А. Особенности учебного стресса старших школьников (Гендерный аспект), стр. 92-98

Статья посвящена актуальной теме — изучению психологического стресса в юношеском возрасте. Основное внимание уделяется гендерному аспекту. Приводятся результаты эмпирического исследования учебного стресса старших школьников. Анализируются различия в проявлении и переживании психологического стресса у юношей и девушек.

Рябов Д. О. Российский Другой в идентичности ЕС: репрезентации современного гендерного порядка в европейской прессе, стр. 98-106

Статья посвящена проблеме репрезентаций российского Другого как фактора формирования идентичности европейцев. Анализируя материалы европейских СМИ, посвященные гендерному порядку российского общества, автор приходит к выводу об амбивалентной роли России в процессах создания европейскости. С одной стороны, образ российского гендерного порядка как отличного от европейского, отсталого, направлен на укрепление общеевропейской идентичности. С другой, Россия предлагает альтернативные решения [...]

Колесникова А. Л. Международная летняя школа «Гендер и религия в мультикультурных обществах: вызовы современности», стр. 106-108

Читать в формате PDF>>

Бекарев А. М., Шакурова А. В. Индивидуальные профессионально-ролевые комплексы как ресурсы эффективной деятельности педагога стр.3-10.

Дано описание индивидуальных профессионально-ролевых комплексов учителей, работающих в обычных муниципальных образовательных учреждениях, элитных школах, негосударственных религиозных учебных заведениях. Выявленные комплексы оцениваются с точки зрения обеспечения технологической готовности учителей к эффективной педагогической деятельности.

Лелюхин С. В. Роли сельских учительниц: анализ случая в Саратовской области стр. 10-15.

На основе интервью с учениками и директором школы села Прокудино Аткарского района Саратовской области анализируется трансформация социальных ролей сельских учительниц. Этот процесс рассматривается как реакция на преобразования сельской школьной сети. Автор выявил четыре социальные роли: матери, коррекционного педагога, усыновителя и защитника села.

Микляева А. В. Гендерные траектории профессионального пути учителя: взгляд учеников стр. 15-23

Представлены результаты экспериментального исследования особенностей гендерной и возрастной стереотипизации (в их взаимосвязи) в процессах восприятия педагогов учащимися подросткового возраста. Показано, что содержательная сторона профессиональной деятельности педагогов в большей степени подвергается гендерной стереотипизации, чем возрастной. Однако для характеристики восприятия подростками траекторий мужского и женского профессионального педагогического пути оказывается необходимым анализировать гендерный аспект профессионализации во взаимосвязи с [...]

Петрова Ж. В. Дискриминационные практики пенсионеров по возрасту в профессионально-трудовой сфере как проблема социально- экономической политики государства: гендерный аспект стр. 23-32

Анализируется ситуация практик дискриминации на рабочих местах сотрудников третьего возраста, раскрываются стратегии интеграции трудового потенциала пожилых людей в рамках социально-экономической политики государства.

Юдина А. А. Гендерные особенности социальных сетей малого предпринимательства в Гатчине стр. 32-39

Проводится анализ социальных сетей малого предпринимательства Гатчины в гендерном разрезе. Рассматривается влияние гендерных особенностей социальных сетей на их размер, структуру и содержание. Определена степень развития сотрудничества внутри социальных сетей и выявлены преимущества, которые они дают малым предпринимателям.

Меньшикова Е. Н. Малая юмористическая проза («картинки из купе- ческого быта») как новый источник по женской истории русского купечества второй половины XIX — начала XX в стр. 39-50

Статья посвящена выявлению и обоснованию источникового потенциала литературно-художественных памятников второй половины XIX — начала XX в., объединенных в так называемые «картинки из купеческого быта», при исследовании проблем женской истории русского купечества. Очерчены границы использования художественной литературы в качестве исторического источника; дана археографическая характеристика произведений малой юмористической прозы; выявлены направления женской истории русского купечества, источниками исследования [...]

Мухина З. З. Старые девы в русской крестьянской среде (вторая половина XIX — начало XX в.) стр. 50-57

Изучается социовозрастная группа старых дев, особенности их положения в русской крестьянской среде во второй половине XIX — начале ХХ в. На основании историко-этнографических данных, собранных информаторами Этнографического бюро князя В. Н.Тенишева, и других источников выявлены причины безбрачия крестьянских деву-шек, показана роль старых дев в семейной жизни, отношение к ним членов семьи и общины в целом. [...]

Полозова К. А., Федотов А. А. Гендерный аспект реализации законодательства, регулирующего религиозную сферу в СССР в 1929—1990 гг стр. 57-65

Рассматривается гендерный аспект реализации законодательства, регулирующего религиозную сферу в СССР в 1929—1990 гг. Отмечается, что особенности атеистической работы с женщинами и мужчинами были разными, как и методы давления на них, проводится анализ этих особенностей.

Фадеева Е. В. Статус и роль женщины в обществе и семье коренных народов Нижнего Амура: традиции и современность стр. 65-75

Исследуются факторы, определяющие роль и статус женщины в традиционном обществе и семье коренных этносов Нижнего Амура, их трансформация с конца XIX в. по настоящее время. Анализ приведенных материалов позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на неравноправное положение, женщины в традиционных обществе и семье не являлись пассивными членами, а активно участвовали в социальной, и в [...]

Мальцев К. Г., Попель А. А. Проблема детерминированности социальной креативности гендерным фактором: современные подходы стр. 77-85

Статья посвящена обзору новейших теорий детерминированности социальной креативности гендерным фактором. Подтверждается непротиворечивость методологических подходов, представленных в статье, сложившейся в отечественной научной литературе традиции изучения проблемы взаимосвязи гендерного фактора и креативности. Делается вывод о том, что социальная среда может затруднять реализацию креативного потенциала женщины в современном обществе.

Блохина Н. А. Критика физикалистского понимания сознания: два подхода стр. 85-92

Изучение такого сложного явления, как сознание, требует комплексного подхода. Два философа-аналитика критикуют физикалистское понимание сознания. Д. Чалмерс, деля сознание на феноменальное и психологическое, стремится обосновать несводимость феноменального к физиологическим процессам мозга. Н. Шеман, представительница аналитического феминизма, также уверена, что не сами физические процессы детерминируют содержание нашего сознания, а те смыслы, которые в них заложены. Антифизикализм [...]

Белова Е. А. Особенности учебного стресса старших школьников (Гендерный аспект) стр. 92-98

Статья посвящена актуальной теме — изучению психологического стресса в юношеском возрасте. Основное внимание уделяется гендерному аспекту. Приводятся результаты эмпирического исследования учебного стресса старших школьников. Анализируются различия в проявлении и переживании психологического стресса у юношей и девушек.

Рябов Д. О. Российский Другой в идентичности ЕС: репрезентации современного гендерного порядка в европейской прессе стр. 98-106

Статья посвящена проблеме репрезентаций российского Другого как фактора формирования идентичности европейцев. Анализируя материалы европейских СМИ, посвященные гендерному порядку российского общества, автор приходит к выводу об амбивалентной роли России в процессах создания европейскости. С одной стороны, образ российского гендерного порядка как отличного от европейского, отсталого, направлен на укрепление общеевропейской идентичности. С другой, Россия предлагает альтернативные решения [...]