Женщина в российском обществе. 2018. № 3.


Хоткина З. А. На пути к цифровому гендерному равенству, стр. 5-14

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.1 Преодоление цифрового гендерного разрыва в России может быть затруднено тем, что в стране не до конца решены многие базовые проблемы гендерного неравенства. В статье показано, какие изменения в профессиональной занятости и на рынке труда произойдут в результате развития цифровой экономики. Предпринята попытка поиска путей решения как старых гендерных проблем, так и тех, которые [...]

Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Цифровой гендерный разрыв как фактор риска социальной безопасности российского общества, стр. 14 — 25

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.2 Статья посвящена рассмотрению проблемы гендерного дисбаланса в IT-сфере в условиях развития в России цифровой экономики. Представлен выборочный анализ ситуации включенности женщин в данную сферу: участия школьниц в IT-олимпиадах; по-лучения девушками высшего образования по IT-направлениям; их возможностей трудоустройства и достойной оплаты труда, карьерного роста, профессионального признания. Цифровой гендерный разрыв проанализирован как фактор риска социальной [...]

Доброхлеб В. Г. Непрерывное образование и гендерный баланс, стр. 26-33

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.3 Одним из инструментов определения динамики достижения равноправия мужчин и женщин является показатель, определяемый как гендерный разрыв. Индекс гендерного неравенства в мире составлял в 2016 г. 68 %. Международные исследования выявили, что в 2017 г. оно усилилось. Рейтинг России невысок: в 2016 г. наша страна занимала 75-е место из 144. Эффективным инструментом достижения гендерного [...]

Савинская О. Б., Мхитарян Т. А. Технические дисциплины (STEM) как девичий профессиональный выбор: достижения, самооценка и скрытый учебный план, стр. 34-48

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.4 Рассматривается проблема гендерного неравенства, проявляющегося в процессе социализации школьников и молодежи и обусловливающего снижение мотивации девочек к выбору технических наук и STEM-профессий в качестве карьеры. Анализируются данные опроса школьников г. Москва и г. Губкин (Белгородская область). Подчеркивается, что, несмотря на объективно высокие достижения девочек, они значительно ниже мальчиков оценивают свои способности и реже [...]

Штылева Л. В. Гендерный компонент педагогической культуры и проблема ориентации девочек на STEM-образование и STEM-профессии, стр. 49-66

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.5 Рассматривается гендерный аспект педагогических взглядов современных учителей и воспитателей ДОУ как важный фактор социализации девочек и девушек, ориентации их на традиционные или технологические сферы труда и профессии, гуманитарные или естественно-научные и математические дисциплины школьного образования. Сравнительный анализ результатов авторских исследований 2000—2001 и 2017 гг. подтвердил несоответствие гендерного компонента мировоззрения педагогов социокультурным вызовам современности. [...]

Задворнова Ю. С. Анализ зарубежного опыта по вовлечению женщин в STEM-профессии (На примере США), стр. 67-73

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.6 Развитие цифровых технологий невозможно без квалифицированных специалистов в инженерных и технологических сферах. Многие страны, в том числе и Россия, испытывают дефицит кадров в наукоемких отраслях. Одним из путей преодоления этой проблемы становится привлечение женщин в STEM-профессии. Зарубежные страны уже осознали, что увеличение числа женщин, занятых в технической, инженерной и математической областях, является необходимым [...]

Чилипенок Ю. Ю., Данилова Л. С. Женский блогинг как предпринимательская деятельность, стр. 74-84

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.7 Представлены результаты исследования, целью которого стало изучение практик женского блогинга как разновидности предпринимательской деятельности. Основной метод — качественный (интерпретативный) контент-анализ. Объект анализа — содержание женских блогов на предмет возможностей их использования для получения дохода. Было проанализировано шесть интернет-платформ, на которых наиболее активно осуществляется деятельность по ведению блогов: ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Facebook, Twitter, YouTube. [...]

Громова Л. А., Киселева Л. С. Сравнительный анализ восприятия цифрового мира женщинами поколений X, Y, Z, стр. 85-96

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.8 Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в Санкт-Петербурге с целью установления особенностей восприятия цифрового мира девушками и женщинами различных поколений. Выявлено положительное отношение женщин к проникновению цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности; обозначены наиболее актуальные электронные услуги и сервисы для разных возрастных групп; сформулированы перспективные направления дальнейших исследований, объектом которых являются цифровые пользователи — [...]

Волкова О. А., Босов Д. В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах, стр. 97-103

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.9 Изложены результаты анализа образа женщины-программистки, представ-ленного в современных кинофильмах. Выявлены тенденции его формирования и транс-формации под влиянием западного общества и его идейных трендов. Обозначены век-торы развития образа: в американских кинофильмах — маскулинность, в скандинавских — фемининность, в российских — традиционное выполнение гендерных ролей. читать в формате PDF>>>

Малкина М. Ю., Рогачев Д. Ю. Взаимосвязь финансовой грамотности в сфере цифровых технологий и личностных характеристик российских студентов: гендерный аспект, стр. 104-115

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.10 Изучается взаимосвязь финансовой грамотности в сфере использования цифровых технологий и личностных характеристик российских студентов с акцентом на гендерный аспект проблемы. Исследование проведено на основе данных опроса студентов экономических специальностей ННГУ. Обнаружен в среднем более низкий уровень финансовой грамотности у девушек по сравнению с юношами, а также разное гендерное распределение таких характеристик, имеющих отношение [...]

Смирнова И. Н. Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018—2030), стр. 116-120

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.11 Анализируются результаты конференции «Гендерное измерение цифровой экономики: от стратегии к действию (2018—2030)». Актуализируются вызовы и риски цифровой экономики в России. Предлагаются основные меры по преодолению гендерного разрыва в цифровой экономике до 2030 г. читать в формате PDF>>>

Смулянская Н. С. Почему стимулирование ранних рождений в России не имеет перспектив, стр. 121-132

DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.12 Очевидные попытки правительства найти выход из демографического кризиса в стимулировании ранней рождаемости делают актуальным рассмотрение перспектив введения возможных пронаталистских мер для женщин младше 25 лет. На основании анализа результатов микропереписи населения 2015 г. и других данных Росстата был сделан вывод, что наиболее перспективной для стимулирования рождаемости является возрастная группа женщин 25—35 лет. В [...]