Предприняв попытку исследовать гендерные новации в сфере образования в позднеимперской России, автор сконцентрировался на теме совместного обучения. Практика совместного обучения, не нашедшая активной поддержки в политических и общественных кругах России начала ХХ в., внедрялась в частном порядке в средней школе в основном на базе коммерческих училищ. Бросив вызов традиционному режиму гендерных отношений, совместное обучение прижилось благодаря активности передового учительства и постепенному принятию со стороны средних слоев городского населения. Групповое сознание этих слоев начало сдвигаться в сторону идей «новой», свободной профессионально ориентированной школы, в которой они могли осуществлять контрольно-корректирующую функцию. Отрицание старого образца раздельного обучения сопровождалось многочисленными трансформациями на микроуровне повседневных практик взаимодействия и общения между детьми разного пола. Педагоги сделали первые обобщения гендерных различий в образовании, выявили их относительный характер. Большого распространения практика совместного обучения не получила, но рост численности таких школ был высоким.
читать в формате PDF>>>