ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Воронина О. А. «Гендерные» праздники: трансформация символических значений, стр.3-16
Рассматривается трансформация смысла и символики двух государственных российских праздников, отмечаемых 23 февраля и 8 марта. Помимо гендерной теории, автор опирается на идеи М. Бахтина о празднике как неотъемлемой части культуры, П. Бурдье о символической политике и Э. Хобсбаума об изобретении новых (и угодных власти) традиций. Праздник, приуроченный к 23 февраля, был учрежден в советское время [...]
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ
Статья посвящена проблеме использования репрезентаций гендерного порядка в качестве «мягкой силы» государства. Авторы рассматривают дискуссии в российских и западных медиа о том, в какой степени образ России — оплота традиционных ценностей — может быть использован в качестве ресурса ее «мягкой силы» на международной арене. В политике российской идентичности образ России как хранительницы семейных и религиозных [...]
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Рассматриваются гендерные аспекты профессионального самоопределения старшеклассников, специфика ориентации девушек на технологические профессии. На основе авторского социологического опроса старшеклассников сделан вывод о заниженной самооценке девушек при освоении технологических дисциплин и выборе профессиональной траектории. Установлено, что школьный курс «Технология» противоречит современной концепции технологического образования и закладывает основы гендерной стереотипизации профессий. Исследование подтвердило, что юноши и девушки ориентируются [...]
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Представлен сравнительный анализ ценностных установок относительно организационной культуры места работы, с одной стороны — персонала инновационного предприятия, с другой — предприятия с многолетними трудностями модернизации организационного развития. Сравнение осуществлено как между женскими группами респондентов, так и между женскими и мужскими. Организационная культура рассмотрена как социально-психологический ценностный контекст трудового поведения, а ценности — как предикторы поведения. [...]
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Анализируется проблема трудоустройства и занятости выпускников высших учебных заведений, их положение на рынке труда, гендерная сегрегация, выраженная в разных уровнях заработной платы у мужчин и женщин, а также в неравнозначных должностных позициях, предлагаемых работодателями. Особое внимание уделяется рассмотрению проблем неэффективного взаимодействия между системой образования и рынком труда, а также малой востребованности у молодежи направлений подготовки [...]
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И РОДИТЕЛЬСТВА
На основании данных эмпирического исследования анализируется место и роль бабушек в системе внутрисемейных отношений в современной России. Выявлены обостренная потребность бабушек во внимании со стороны близких и их основная миссия, направленная на поддержание внутрисемейной гармонии нередко в ущерб собственным интересам. В 20 % случаев наблюдаются черты контролирующего поведения, тенденции к доминированию и переоценка значимости собственного [...]
ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
Окладникова Е. А. В. Д. Запорожская — ученый-сибиревед: гендерный аспект личной истории, стр. 80-92
Предметом исследования является гендерный аспект личной истории выдающегося, но пока еще недостаточно известного сибиреведа, археолога, талантливого художника В. Д. Запорожской (1914—1985). Цель статьи — на основании анализа материалов устной истории проследить не столько важнейшие вехи ее жизненного пути, сколько динамику рефлексии этим незаурядным человеком социальных «тектонических сдвигов» в контексте событий российской истории (1914—1980-е гг.). Анализ [...]
ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
Статья посвящена деятельности дамских комитетов Томска в годы Первой мировой войны. На основе материалов ежедневной газеты «Сибирская жизнь» выявлены численность, виды, направления работы городских дамских комитетов и кружков. Показано, что периодическая печать играет важную роль при изучении истории женских благотворительных организаций в сибирских губерниях из-за фрагментарности и разрозненности архивных документов по теме, а также наличия [...]
ЖЕНСКАЯ ИСТОРИЯ
Анализируется эволюция системы женского начального и среднего образования в Орловской губернии во второй половине XIX — начале XX в. Выявляются особенности организации учебного процесса, содержание курса училищ и гимназий, подведомственных Министерству народного просвещения. Общероссийские тенденции развития начального и гимназического женского образования рассматриваются на примере конкретного региона — Орловской губернии. Приводятся данные архивных материалов, которые позволяют [...]