Капустин Н. В. К портрету Аполлинарии Сусловой: смещение точки зрения, стр. 87-97


Аполлинария Суслова известна прежде всего как самое сильное увлечение Ф. М. Достоевского и как прототип его героинь. Достаточно много написано и о ее сложных отношениях с В. В. Розановым. Но личность Сусловой интересна не только в соотнесенности ее судьбы с судьбами двух гениев русской литературы. По мнению А. С. Долинина, по сути первого биографа Сусловой, она принадлежит к «типичнейшим представительницам своего времени». С тех пор, с 1920-х гг., мнение о ней как шестидесятнице прочно вошло в научный и читательский обиход. Однако сохранившийся дневник и письма Сусловой 1860-х гг., ее отношения с современниками, наконец тот факт, что она стала прототипом героинь Достоевского, никак не ассоциирующихся с шестидесятницами, серьезно осложняют этот бесспорный, казалось бы, вывод. В статье показано, что Суслова, действительно связанная с движением шестидесятников, являясь носителем ряда характерных для русской интеллигенции тех лет представлений о жизни, вместе с тем не столько типическая, сколько уникальная фигура в общественной атмосфере того времени. Мировоззрение, изломы характера, высочайшая степень рефлексии, как правило не свойственная разночинцам, — все это заметно выделяет ее на фоне «новых людей», появившихся в 1860-х гг. Читать в формате pdf