В статье исследуется феномен женской автобиографической памяти в контексте проблем женской социальной и семейной памяти. На основе методологических подходов женской истории, социальной антропологии женской повседневности, междисциплинарных исследований памяти, антропологии памяти предметом специального изучения стали гендерные особенности памяти как одна из научных проблем, вскрывающих специфику запоминания женщинами собственного пережитого жизненного опыта. Анализируя неопубликованные дневниковые записи тверичанки середины 1970-х гг., автор статьи рассматривает вопрос о соотношении практик меморизации и социального опыта женщин и приходит к выводу о функциональной связи вопросов антропологии памяти и изучения гендерных аспектов социального опыта. Дневниковые записи Александры Михайловны Никольской (1887 — после 1976), фиксирующие женскую автобиографическую память, позволили восстановить неизвестные детали исторической биографии основоположника экскурсионной работы в СССР, организатора Института методов внешкольной работы Арта Яковлевича Закса (1878—1938). На основе исследования неопубликованных автобиографических документов А. М. Никольской анализируется соотношение профессионального, личного и обыденного в общественной и частной жизни, выясняется сопряженность субъективного и исторического прошлого. Особое внимание уделяется проблемам источниковедческого потенциала женской автобиографической памяти, зафиксированной в эго-документах, в частности в дневниках. В заключение делается вывод о том, что «количественная» достоверность женской социальной памяти, связанная с точной датировкой событий, доскональным восстановлением хронологической последовательности, может уступать «качественной» информации о субъективной реакции на произошедшее, эмоциональному восприятию пережитого опыта, роли автобиографического нарратива в конструировании собственной идентичности.Читать в формате pdf
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-18-00212 «Женская семейная память в России XVIII—XXI вв.: формы передачи, динамика трансформаций, социальная миссия»; автор выражает благодарность прямым потомкам А. Я. Закса — внукам В. А. Заксу, И. А. Заксу, правнучке М. В. Акениной, урожденной Закс, за любезно предоставленные материалы личного архива, а также представителю московской ветви В. С. Заксу.