EDN: https://elibrary.ru/wiutro
DOI: 10.21064/WinRS.2025.4.3
Телеграм-каналы становятся важным инструментом формирования личного бренда женщин-ученых, однако материалов о том, какова механика функционирования этих площадок, какие темы фигурируют в качестве ключевых и как это глобально влияет на академическую репутацию исследователей, практически нет. Цель работы — выявление и анализ ключевых тем контента в данных каналах, через призму которых конструируется личный бренд авторов и их академическая репутация. Установлено, что в контенте российских исследовательниц ядро академической идентичности («исследование») глубоко интегрировано с социально значимыми темами («женщина», «человек», «семья», «ребенок») и прагматическими аспектами («бизнес», «рынок», «доход», «медиа»). Тематическое моделирование структурировало контент в пять взаимосвязанных тем, демонстрируя целостность цифрового образа: академическую коммуникацию и культурный контекст; социально-демографические исследования; родительство и семейные ценности; инновации и коммерциализацию науки; академическую инфраструктуру и технологии. Анализ специфики самопрезентации показал интеграцию приватного и профессионального через включение темы семьи и родительства, отражающей вызовы совмещения карьеры и личной жизни; совмещение экспертности и эмоциональности через активное использование личных историй; инструментальное использование термина «женщина» для репрезентации (объект исследования, социальная категория, идентичность) при отсутствии явного акцента на гендерном неравенстве; индивидуализацию личного бренда (минимум упоминаний коллаборации, акцент на личных достижениях); формирование академической репутации через прикладные исследования и интеграцию науки в практику. Кроме того, наши данные позволяют предположить существование потенциального риска снижения восприятия академической строгости из-за перекоса в сторону приватного и эмоционального контента. Популярность телеграм-каналов может рассматриваться как стратегия к расширению «коллаборативных кругов», хотя существующий акцент на индивидуализацию указывает на начальные этапы этого процесса. Исследование эмпирически подтверждает сложность конструирования профессиональной субъектности в цифровом пространстве.
